De profundis clamavi
Таких не берут в космонавты...
(гр. Манго-Манго)

За неимением сколько-нибудь вменяемой альтернативы вселенной Звёздных Войн (уже почившей, кстати, как бы её те же Биовари не реанимировали), трилогия МЕ смотрится весьма симпатично и даже немного более жестко. Хотя в отличие от того же ДА - менее мрачный сеттинг и чуть более идеалистский подход. Но ведь это же космоопера а не "Чужие против Хищников", зачем тут лишняя кровяка? И, кстати, МЕ умудрилась окончательно задвинуть на переферию и так держащийся на соплях франчайз СтарТрек. Так вот, приступим.

Масс Эффект 1. "Земля в иллюминаторе... и как туда засыпалась она?"

Часть 1: "А теперь докажи что ты не верблюд"

Под созерцание некоей планеты мы слушаем разговор двух мужиков о некоем Шепарде, подробности могут меняться в зависимости от вашего выбора в меню, но смысл один - этого самого Шепарда собираются отправлять на защиту Галактики. Это как бы уже такой вполне вводящий в курс дела факт - вас ждёт просто неисчерпаемое море ПАФОСА (да-да, капслоком именно). А после этого нам показывают спину главгероя, направляющегося в кабину пилота (стоит заметить, этот мостик сильно меняется за трилогию, и дело не в постоянной перестройке корабля - просто куда-то деваются рядовые работники и прочие координаторы). Добравшись до места назначения видим пилота, старшего офицера и какого-то инопланетянина похожего на курицу-переростка без перьев. Знакомьтесь, так выглядят Турианцы - самая военно-развитая раса в этой игре. Пилот явно на нервах - от него требуется гиперпространственный прыжок (да-да, здесь без них тоже не обошлись, только технология чуть-чуть другая). По любимой условности всех фантастов-фэнтезистов и прочих - действующие лица объясняются успешно на английском языке (благодаря нашим умельцам из озвучки - на русском, но только в первой части). Переместившись в другую точку галактики мы узнаем что нас вызывает Адмирал Андерсон (его голос мы слышали в самом начале, он дядька хороший). Пока идёте. можно поговорить с помощником Прессли (ярый расист, между прочим), а также немного поулыбаться юмору разработчиков, встретив рвущегося в бой капрала Дженкинса (ЛЕРООООООЙ!). В командном центре вас ждёт только турианец (звать его Найлус и он СПЕКТР - это такой межгалактический вариант агента 007 почти без ограничений на средства и способы работы). Из его малопонятных намеков можно выудить только то, что вам чего-то не договорили о цели задания. И вот появляющийся Андерсон как раз и расскажет что вы должны перенести некий откопанный артефакт на корабль и вообще показать свои умения, можт и в СПЕКТРы зачислят постфактум (людям туда сильно охота, потому что могут и в совет инопланетных рас принять). На самом интересном месте вам под нос пилот выводит полученный недавно видеоряд... в общем всё хреново и тестовое задание явно будет весёлым.

Найлус предлагает разделиться и оставить вас в качестве прикрытия. Увы, но возразить не выйдет (игра, несмотря ни на что, линейная). И вот вы уже пробираетесь по изрядно перепаханной планете, вокруг летают мозги наполненные газом. А помимо них еще летают боевые дроны, которые очень любят бить по вам, игнорируя имеющиеся препятствия. Справедливой смертью погибает Дженкинс (сам же на пули рвался, ага). А вот затем... в общем мы видим занятную картину побега некоей девахи от трассирующих пуль. И, да, неподалеку стоят крайне странного вида персонажи с фонарями намертво вмонтированными в хлебальники, и насаживают на металлические самораздвижные антенны людей - милое зрелище, чего уж. Впринципе девушка неплохо справляется и без вас (можете постоять и подождать, пока железяки с фонариками в башке передОхнут без вашего вмешательства). Хотите или нет, но бабища эта (звать её Эшли Уильямс) пойдёт с вами, потому что сюжет, епть. Добравшись до предполагаемого места раскопок мы видим что артефакта (некий маяк протеан) на месте нет (спиздили или просто перенесли от греха подальше, не совсем ясно). И вот как раз выяснять вы и идёте - чуть повыше находится лагерь, где в контейнере (ну чисто как у нас гастарбайтеры живут) закрылись два человека - одна докторша и один малость ёбнутый на голову учёный. Общими усилиями высяняется что маяк и правда упёрли - в космопорт, до которого еще пилить и пилить. Недалеко от учёных находятся еще и рабочие, промышляющие контрабандой (они вам сдадут сторожа космопортовского склада). Чуть дальше мы видим наглядный образец непроходимой тупости отдельных личностей - Найлуса убивает его же собственный коллега-СПЕКТР по имени Сарен. Добравшись до склада вы набредаете на труп Найлуса, а позже, находите того самого контрабандиста (с него можно стрясти гранаты, он еще о какой-то штуке говорит, но видимо это баг - кроме гранат он вам ничего не дает). А вот дальше нужно зачистить подвесной поезд от железяк (те самые с фонарями вместо рожи, звать их геты), и здесь игра начинает показывать зубы - умереть тут довольно легко, особенно если вовремя не прятаться за укрытиями. Тем временем Сарен подходит к маяку, его штырит, а уже затем он приказывает забрать маяк и взорвать всё к хуям. Естественно вы должны обезвредить бомбы (некоторые из них хитро спрятаны. постарайтесь быть внимательнее). И уже после всего этого Шепард с командой доходит до объекта поисков. Пока капитан и ещё один вояка о чем-то секретничают, третий персонаж, ведомый любопытством, подбирается к маяку. В итоге спасать жопу незадачливого сослуживца приходится именно Шепарду, который самолично попадает под действие артефакта - в голове у него (и на ващем экране) крутится весьма быстрое слайд-шоу в красных тонах. Ничего хорошего такие штуки обычно не предвещают, так что всё только начинается. К слову, личность особо люпопытствующего сопартийца зависит от пола Шепарда - если вы играете за мужчину, к маяку полезет Эшли, а если за женщину - Кайден.

Конечно же после эпически проваленного задания (маяк после вашего с ним контакта разваливается) - нужно как-то объясниться перед Советом (не, ну а хуле - артефакт проебан, агент помер при непонятных обстоятельствах, да и вообще). Но вас слушать не хотят, а товаришч Сарен и вовсе в лице голограммы говорит, мол ложь, пиздежь и провокация - никакой войны, во всем виноваты люди. Весь цимес в том, что доказать нападение гетов (тех самых, с фонарями в мордах) непросто - по факту раса синтетиков не появлялась в обитаемых секторах галактики ажно лет 200 (то есть еще до появления людей на политической арене, а значит аргументация больше тянет на обычные попытки свалить с больной голову на здоровую). У вас остается единственный путь - найти какие-нибудь хитрые доказательства супротив зарвавшегося спецагента, а для этого требуется либо поговорить с занимавшимся расследованием ещё одним турианцем - Гаррусом, либо пообщаться с информационным дилером. В первом случае от вас потребуется для начала навестить местного оборотня в погонах (сюжет прям таки изобилует такими персонажами), который пьёт горькую в местном быдлячьем баре "логово коры". Мужичок скажет пару интересных фактов про капитана Андерсона, но всё же выложит, куда упёрся Гаррус - в местную клинику, помогать горе-доктору. По прибытии на место выяснится то, что доктора взяли в заложники, а турианец сныкался за шкафом до подходящего момента, который вы то и предоставите. После освобождения доктор расскажет о кварианке, у который были с собой крайне странные данные. На след той же дамочки можно выйти и другим макаром - связаться с местным продавцом информации, агентом "Серого посредника" (он сыграет важную роль во втором эпизоде) по имени Барла Вон. Это волус, а значит он наглухо запечатан в скафандр, и пыхтит как паровоз, но тем не менее охотно (ИЧСХ, бесплатно!) выкладывает вам ту же информацию - кварианка решила обратиться к зав-быдлятника, по имени Фист, а тот, продавшись Сарену, ляпнул, мол сведет наивную дурочку с самим Серым Посредником, вот прям вечерком в подворотне за баром. В любом случае вам предложат сходить в местную полицейскую академию, и взять на поруки крогана по имени Рекс (если вы решите пообщаться с запойным ментом - в баре вы увидите, как этот самый Рекс ссорится с охраной - и впрямь, чего они не дают честно пойти и захуярить Фиста, раз заказ на него был?). Рыболюд с радостью согласится помочь вам в разборках, всё лкчше чем в СИЗО куковать. В "логове Коры" обнаруживается нездоровое оживление - почему-то все уже осведомлены о вашем "дружественном" визите, и готовят тёплый, если не сказать горяий (ажно десяток мужиков с огнестрелом) приём. Пройдя чуть дальше, Шепард натыкается на двоих грузчиков, которых можно и пристрелить, но забавнее шугануть - тогда они решать что такая работа не стоит риска, и свалят в неизвестность. Сражаться с Фистом проблематично - около него стоят две автоматические турели, и если не спрятаться за стенкой - в герое будет несколько больше дырок, чем нужно, однако если вырубить оба аппарата, делец сдастся сам. Дурачок решил пойти против серого посредника, что крайне опрометчиво, учитывая ресурсы последнего. В любом случае, вышеупомянутая кварианка в большой беде, а вы ещё должны решить судьбу незадачливого администратора. Можно прострелить ему ногу (да, тоже в колено...) и отпустить на все четыре стороны, под честное слово. Можно бандюка порешить на месте, for the great justice, как говорится, что и проделает Рекс, если будет с вами, и отговорить его будет... непросто. На обратном пути вас снова будут поджидать вооруженный персонал бара (и где их только набирают?), а затем, наконец, искомая обладательница информации, которую уже пытаются употребить. Сдается, и в этот раз спасаемый персонаж прекрасно обошёлся бы без вашей помощи, но сюжет то надо как-то тянуть. После того, как перестрелка окончится, вы окажетесь в человеческом посольстве, где посол Удина (звучное имя, и вполне оправдывающее ожидания) раздраженно посетует, мол сильно воду баламутим. Однако, узнав о найденных доказательствах, поостынет. Итак, мы имеем запись голоса Сарена, и некоего матриарха (что бы это ни значило), говорящих о вполне себе объявленной войне.

От такого Совет уже так просто не отбрыкнется, и заочно выгонит Сарена ссаными тряпками из рядов спец-агентов. Впрочем, тому уже глубоко поровну, ибо ни от голограммы, ни телеграммы, как говорится. А нас тем временем зачисляют в ту же организацию, ибо проще отправить на дело пару-тройку человек, чем отряжать целую армию, которую ещё и кормить надо. Посол неимоверно горд, так что в курс дела вас введет Андерсон - на повестке дня три планеты, где можно кой-чего разузнать. на теруме находится дочь того самого матриарха, на двух других замечены следы пребывания Саренской шайки-лейки. выбор за вами, но для начала стоило бы выполнить пару-тройку заданий на самой Цитадели.

Побочные задания: не отходя от кассы, за первое пребывание на космической станции можно неплохо поднять уровень, разве что только некоторые задания требуют высоких показателей "героя" или "отступника", без которых решения в диалогах будут несколько пресными. Некоторые задния связаны между собой, так что опыта вам дадут больше

1. Подозрительные жуки: Сразу после первого слушания по делу Сарена, вы увидите сидящего в башне совета саларианца (худющие гуманоиды трудноопределямого пола, с раздваивающимся на небольшие рога черепом, и огромными рогами, на фейс напоминают помесь рыбы и насекомого), который предложит вам просканировать хранителей. Это такие зеленые многоногие жуки, понатырканные в самых неожиданных угоах Цитадели с непонятной целью. Квестодателя их назначение тоже интересует, но повышенное внимание к эти штуковинам может вызвать подозрение, а вот космопеху можно почти всё. от вас требуется найти 21-го хранителя (в случае игры за отрицательного персонажа квест может стать невыполнимым - один из объектов почему-то не засчитывается). Интересно то, что в полицейской академии до вас докопается волус по имени Джалид, с жалобой, мол тот самый саларианец его угрожает убить. Убивать никто никого и не собирался, но вправлять мозги энтузиастам всё-таки придётся - уж очень хитрый у ребят план.

2.Эскорт-услуги и кое-что ещё: Недалеко от человеческого посольства можно найти ещё одно - в нем собираются уже известные вам волусы, а так же элкоры - эдакая помесь слона с гориллой, медлительные и вынужденные словами объяснять интонации речи - иначе не умеют. Один из них попросит вас разобраться со слухами, которые были распространены о нём после посещения местной валютной проститутки по имени Шаира. Логично, что объясняться придётся и с ней - хотя поначалу вам предложат прийти через месяцок (очередь, хуле!). Но чем-то Шепард эту даму интересует, и в итоге она как на духу выдаетжалобу, мол её дом отдыха обозвали борделем, и вообще одному турианцу стоило б надавать по рогам. За сим обращаетесь в "логово Коры", где сидит турианский генерал, и топит горе в бутылке. Можно его убедить, а можно обругать - в любом случае, он согласится что был неправ, а заодно попросит сказать тому элкору, что слухов никаких нету. Вернувшись к Шаире, капитан получит крайне мутное предсказание, а если попросит нормальной платы за работу, то сможет оценить и другие таланты сей дамочки, так что турианец был не так уж далёк от истины - Шаира и впрямь валютная проститутка.

3.Глухая конспирация: В престижном баре "Сверхновая" к вам обратится за помощью барменша - оказывается её сестре захотелось приключений на жопу, и она ушла работать осведомителем в полицию, засев а "логове Коры". Естественно. что сестрёнка всё отрицает, и всячески строит оскорбленную невинность. Однако на входе вас остановит турианец Чаллик (их тут вообще как грязи), и попросит зайти к нему в кабинет, если нам вдруг вздумается посетить полицейскую академию. Там он вас отчитает, за то. что вы чуть не спалили все явки, и попросит выполнить небольшую работку - купить контрабанду у неких сомнительных личностей на рынках. Турианцу можно и свинью подложить, убив поставщика (хотя связываться с кроганами - на любителя). В любом случае, официантку от опасной работы освободят.

4.Гнилая фармацевтика: Многострадальная доктор Мишел попросит вас разобраться с шантажирующими её рэкетирами. Те, мол, собираются пролить свет на сомнительные сделки доктора, а крутится всё вокруг саларианца мо имени Морлан. Однако стоит вам намекнуть этому торгашу, как рядом появится более криминальная рожа, упомянет некоего Бейтса, и поспешит вас убить. Увест выполнить можно, но поиски этого самого бейтса ни к чему не приведут. видимо историю просто не до конца обрубили в финальной версии.

5.Шибко хитрый сервер: На втором этаже "Сверхновой" можно найти "подозрительный" терминал, сигнал с которого выведет вас в итоге к финансовому району, где в серверной внезапно завёлся оживший компьютер. Машина запрограммирована пиздить деньги и хамить каждому мимо проходящему. Можно поптеть. и отключить наглый аппарат, а можно потратить немного здоровья, и расстрелять источник питания.
6.Нездоровая популярность: Недалеко от рынков стоит белобрысый мужик по имени Конрад Вернер, будьте знакомы, это ваш фанат. И он воплощает все самые отрицательные стороны фанатизма - тупой, наглый, самоуверенный. Можно с ним поговорить вежливо, и тогда он попросит автограф, а можно послать на йух, что характерно - уйдёт.

7.Желтая пресса: недалеко от рынков к вам обратится журналистка Эмили Вонг, с просьбой раскопать что-нибудь на Фиста, а так как вам всё равно рано или поздно придётся к нему наведаться - дело нехитрое. Убивать его ради информации не обязательно, ибо планшетник лежит в комнате бандюка на полу, и на изъятие Фист не среагирует. Если вы злой Шепард, с бедной журналистки можете стрясти ещё немного денежек.

8.Свидетели Цитаделевы:недалеко от входа в жилые кварталы вы увидите интересную картину - рядышком стоят полицейский турианец и ханар - здоровенная разумная медуза, переливающаяся почти всеми цветами радуги. Рта у этой штуки нет, так что все свои словоизвержения она заносит всем, имевшим насчастье оказаться поблизости. Проповедовать в Цитадели нельзя, по крайней мере без лицензии, но пнуть гуманоида турианец отчего-то не решается (нашим стражам порядка бы такую учтивость). шепард может купить проповеднику лицензию, уговорить полицейского или ханара, а может и послать кликушу куда подальше. Впрочем, эмоциональные ответы не так просто открыть - уж больно много они требует соответствующих очков уклона.

9.Чиновничья волокита: после того, как вы станете спектром, около посольств к вам обратится индус Самеш Батиа, как выясняется - его жена работала поваром в той самой колонии, где был найден маяк, так что теперь жёнушка индуса немного труп. А чиновники отчего-то не торопятся отдавать тело родственникам, видимо решая узнать. чем смерть от гетских винтовоу отличается от любой другой смерти. Впрочем, если надавить на чиновника в посольском кафе, то тот, помявшись для рпиличия согласится подписать бумаги.



@темы: Масс Эффект, прохождение, игры, рецензия