De profundis clamavi
[очередной результат переосмысления раннего восприятия, ну и к тому же, здесь постить рецензии... как-то уместнее, что ли]

"- Симфония, - заметил Регис, шевеля крылышками породистого носа, - как
всегда, одоро-акустическая. От борющегося за выживание человечества несет
изумительным ароматом вареной капусты, блюда, без которого, видимо, долго
продержаться невозможно. Характерный ароматический привкус создают также
эффекты удовлетворения физиологических потребностей, справляемых где попало,
чаще же всего по периметру лагеря. Никогда не мог понять, почему борьба за
выживание воплощается в нежелании копать выгребную яму"

(А.Сапковский, "Крещение огнём")

Чудные дела творятся в игропроме - за последние лет пять окончательно заглохла гонка технологий, обанкротились многие разработчики, развалились многие успешные франшизы, на первый план выступили "инди-игры" и прочие спинно-мозговые развлечения для менеджеров такого-то там звена. Ну и всё это под незатихающий холивар "ПК скоро сдохнет, как платформа"... Знаете, как-то за почти двадцать лет с места ничего не сдвинулось, и вряд ли сдвинется. К выходу готовятся консоли уже нового поколения, а персоналка продолжает отрабатывать свой хлеб... и приносить его разработчикам. Да, особенности платформы накладывают отпечаток, и эксклюзив для компьютеров уже крайне мало, но один жанр пока не собирается сдавать свои позиции. Я говорю о стратегиях - не важно, глобальных, варгеймах или тактических. Шайтан-коробки так толком и не освоили эту область, оставив за собой другой формат, не прижившийся на тандеме "клавиатура-мышь" - файтинги. Пожалуй, единственная платформа, где стратегии пытались внедрить - PlayStation, да и то - на первой, и сделали это из рук вон плохо.

Теперь к теме разговора непосредственно. Абсолютно неожиданно был анонсирован, и под грохот серийных проектов, незаметно вышел монструозный выкидыш - "Меч и Магия. Герои VI". Отечественные разработчики пошли лесом за известные заслуги. Да и название как-бэ намекае - перезагрузка. Но, простите, сколько их уже было? Родившись как переосмысление King's bounty (не отечественной, а гораздо более древней, вы такую и не видели), серия развивалась параллельно ролевой части вселенной. И если о ролевой давным-давно все позабыли - игрушка не выдержала конкуренции с Elder Scrolls и превратилась не то что в нишевый проект, а во что-то уж совсем малопонятное. Пожалуй лишь однажды обе половины хоть как-то попытались спаять - Dark messiah of Might and Magic продолжала и логически развивала сюжет пятых героев, но увы - даже это ничего не изменило. А вот стратегическая ветвь жива и на слуху. Особенно в европейской зоне игропотребления. По непонятным законам, что на континентальном западе, что у нас, консоли не прижились. Так что главными пошаговыми стратегиями стали две монструозные серии - Герои и Цивилизация. Тут опять не обойтись без сравнений - "Герои" напоминают почерк компании Bioware - вылизано, но несколько тесновато, а Цивилизация подошла бы конторе Bethesda - большая песочница, где не всегда ясно, что происходит и зачем.

В 94-м (заметьте, в том году много чего вышло монструозно-эпичного) - формат "Героев" конечно уже никого не удивлял. Разве что радовала картинка, хоть и немного крупноватая и нарочно мультяшная, но удачная. Геймплей по нынешним меркам показался бы непродуманным (герои делились не по расам, а по классам). Да и никаких намеков на "кампанию" не было - от вас требовалось банально навалять люлей соперникам. Зато арсенал существ впечатлял - до этого подобный развесистый монстрятник встречался разве что в адаптациях D&D. Впрочем, компания New World Computing никогда и не скрывала, у кого берет "вещества". На данный момент ничего не мешает вам поиграть во вплоне локализованную первую часть, благо запускается она под любой операционкой - что в случае наших горе-издателей, прямо таки настоящий подвиг.

Чуть позже выходит вторая часть, которая уже обзавелась каким-никаким сюжетом, и повествовала о борьбе за престол, конечно же. Нововведение было жесткое разделение на расы, и связанные с этим плюшки. Ну кто не помнит откровенно читерских некромантов с толпами скелетов за спиной? А никто почти и не помнит - вторую часть у нас мало кто видел, зачастую узнавая и о ней и о первой, со сборника от компании "Бука". Сиквел отличался и детализацией, и общим подгоном под увеличившееся разрешение мониторов - в отличие от первой части, не возникало ощущения лубочности происходящего. Зато солянка существ еще больше разрослась, поглотив в себя еще и незнамо откуда взявшихся здесь хоббитов Оо Ну и пара-тройка существ перекочевали из одной фракции в другую, что потом случалось постоянно.

Третья часть оказалась таким лютым вином (особенно в условиях суровой рашки), что патчится, модифицируется и вообще - живет, до сих пор, и на покой не собирается. Режим "hot seat" (ну нет у нас адекватного перевода) явился жемчужиной и так чуть ли не совершенной игры. Поиграть за одним экраном, давая советы, полезные или не очень, в меру своей совести, в конце концов - попить пивка с друзьями за ненапряжным занятием, это дорого стоило. Заметьте - две тактические серии, стащившие этот режим (Worms и Disciples) так и не обрели статуса "игра под бухло".

Неизвестно, зачем иногда разработчики пытаются чинить то, что не сломано. В результате, обычно получается примерно то, что случилось с четвертой частью. Повальное увлечение тридэ везде и всюду, затронуло игру, но, к счастью, дело пока дошло только до изометрии. Однако существа уже превратились в корявых уродцев (если кто-то наблюдал консольный выкидыш Army Man - стилистика точь в точь такая же). Изменения в механике самой игры настораживали больше - унылый выбор пути развития города, когда щелкнув по зданию, можно было лишиться сильнейших юнитов, просто потому что ветка зданий, как говорится, ни о чём. Участие героев в бою на уровне пушечного мяса тоже выглядело крайне странно. Сколько бы кто ни ругался на пятую часть, четвертая стала для "Героев" тяжеленным надгробием. После оглушительного провала закрылся и разработчик и издатель.

За реанимацию в пятой части взялись наши - и не сказать чтобы совсем зафейлили проект. Нет, уровень второй части был достигнут, но не более. Основной же претензией можно назвать выпуск сырой версии, добивание дополнениями (интересный способ вводить новые игровые фракции, ничего не скажешь). Ну и типичные русские баги там, где их представить то сложно. Да и французы торопили с разработкой - но это правильно. Отечественные разработчики не умеют останавливаться сами - то там подкрутят, то тут, то еще чего-то надумают впихнуть - в итоге получается не игра, а солянка. Хотя потуги то были благими, в общем-то...

Но кто-то всё таки посмотрел на судьбу Discpiles 3 и решил перестраховаться, от греха подальше. Разработку доверили чехам из Black Hole Interactive (до этого отличились игрушкой Warhammer: Mark of Chaos). И, опять же, нельзя сказать что у них совсем не получилось. Все ошибки от лукавого... то есть, от издателя. Недоделок в игре почти нет, хотя режим династии (это теперь так называются выбираемые преимущества перед прохождением карты в кампании) привязывать к онлайну... странное решение. Впрочем, обойтись можно и без них. Игра, несмотря на смену разработчика, выдерживает стилистику пятой части, как визуальную, так и идеологическую - не знаю, зачем к сюжету упорно прикручивать славянский колорит имён - но это дело десятое. Зато повествование стало менее рубленым, и можно хоть немного понять мотивации действующих лиц - хотя некоторые решения весьма... экстравагантны. Однако, не будем об ущербной составляющей серии. Благо остальные компоненты не подкачали. Позабавившись с трехмерностью (ну чисто дети малые!) вернулись к изометрии. Подправили баланс, вроде бы даже не обещается масштабных дополнений в ближайшее время. Самым главным нововведением стала система фортов - когда уже не надо клепать десяток героев для захвата шахт\казарм и т.д, да и любое логово теперь можно перестроить под свою фракцию (деморализующий эффект наконец-то убрали, когда толпа скелетов в одном отряде с феечками гарантировала адов фейл атаки). Единственное, что изрядно вводит в заблуждение и озадачивает - система навыков при повышении уровня - уж очень она громоздкая. Но это, наверное, наверное, осталось от Вархаммера - тот тоже был огромен. В целом, игре присущ неуместный гигантизм, при том факте, что бои стали крайне занудными и предсказуемыми. Каким-то непостижимым уму образом еще больше кастрировали систему развития городов - на модельке почти не видно изменений, да и внутренние постройки крайне скудны - рынок, таверна. портал, да какая-нибудь расовая городьба, куда без этого. В прошлое канули здания гильдии магов и прочие полудекоративные элементы. Игра, конечно, не претендует на звание откровенной халтуры, но серия определенно зашла в тупик, и даже такие смелые перемены не способны вытащить её на прежний уровень. За что хочется действительно снизить оценку (причём не игре, а локализаторам) так это за озвучку. Лучше бы субтитры оставили, как делают в играх от ЕА - если в пятой части была беда с промтовским переводом, то здесь порой обрываются фразы (ну не уложилась реплика в размер файла), или вообще повторяются куски диалога после длинной паузы.

@темы: рецензия