"У Пегги был учёный глист,
Он вылезать умел на свист,
Ах до чего учёный глист...
Спляшем Пегги, спляшем"
Страшно подумать, но первая часть ставшего уже классикой триллеров, Чужого вышла в далёком 79-м году. Конкуренция была разве что со Звёздными войнами, да и то номинальная - общим было только место действия - космос. Но если в саге Джорджа Лукаса прослеживалось фэнтези поплам с японской культурой самураев, то Чужой это совсем другой колинкор. Здесь нет великих Империй и не менее великих войнов - самый ближайший для сравнения сеттинг - Вархаммер 40k, и то я сейчас погрешил против хронологии, Ваха появилась чуть ли не на десять лет позже, как говорится - ещё вопрос кто и у кого спиздил.
Чужой. 1979 г., режиссёр - Ридли Скотт.
Недосказанность -великая вещь для кинематографа, да и вообще для любой истории. Если бросить в лицо рецепиенту по ту сторону экрана\книги связку фактов и действий, можно как минимум заинтересовать - а что это, и как оно? Ридли Скотт поступил мудро, не давая вообще никаких объяснений по ходу фильма. Вот мы видим некую бандуру в открытом космосе, вот в ней пробуждаются какие-то там астронавты и что-то суетется - куда они летят, откуда? Да хуй его разберет. Это очень хороший способ подачи, когда с нуля начинаешь вгрызаться в контекст и мифологию созданного режиссёром фильма. Конечно, фильм поставлен довольно стандартно для триллера - тут вам и постепенное вырезание небольшой группы людей в закрытом пространстве, и абсолютно хрен-убиваемый противник, которого поди ещё вовремя заметь, пока он тебя не схарчил, выпрыгнув откуда-то из-за угла. Особенно радует то, что главные герои, пардон за каламубр - герои поневоле. Это не супермены, и даже не космодесант, это обычные сотрудники добывающей компании, с базовой подготовкой на случай внештатных ситуаций. И конечно же, шикарно раскрыта тема дроида, запрограмированного намертво. Самое забавное здесь - предельная реалистичность происходящего, если конечно можно применить этот термин к научной фантастике. Здесь нет лакированных выхолощенных интерьеров кораблей и стильных героев. Все в спецовках, а засранности и мрачности "Ностромо" позавидует тот же "Тысячелетний сокол". А ещё, первый фильм держит в напряжении даже спустя тридать лет, даже при повторном просмотре - это ли не показатель качества?!
Чужие. 1986 г., режиссёр - Джеймс Кэмерон.
До 90-х разрыв между оригиналом и сиквелом в 7-0 лет был в норме вещей. Не было ведь "синего экрана", да и продюсеры не так сильно торопили с производством. В случае с сиквелом Чужого случилась одна печальная вещь - сменился режиссёр, что незамедлило сказаться на антураже. Фильм уже сложно было назвать стопроцентным триллером, да и фантастика там сугубо условная - кончается она на присутствии всё того же чужого, да на сюжетной канве. Рипли здесь уже не затюканный придаток к команде, а вполне себе машина убийства - по крайней мере толку от неё чуть ли не больше, чем от горе-спецназа. И вся беготня на каком-то моменте начинает терять смысл. Но это Кэмерон как раз очень любит - всевозможными способами затягивать сюжет, пока не станет вообще неясно, кто тут чего делает. Да и злая корпорация с мутными целями, это тоже в духе времени, хотя до "Скайнет" оставалось ещё лет шесть. Вторая часть чужих смотрится с трудом, и с таким же трудом вписывается в уже созданный мир. Чёрт возьми, это же не "Космический десант" Верховена, это жуткий триллер... но нет, идиотизм побеждает, увы.
Чужой 3. 1992г., режиссёр - Девид Финчер.
А вот смена режиссёров для франшизы, это уже куда совеобразнее - тут отличился разве что невмиручий агент 007, так уж сколько там народу переснималось за полста лет. А с Чужими в изводе Финчера вышла крайне забавная ситуация - до того триллеры, тем более фантастические, не очень-то концентрировались на социальной составляющей. Вот показать какую-нибудь страшную ебаку, умилительно вертя её с разных ракурсов - мол, до чего техника дошла - это пожалуйтса. Но вот до третьих Чужих как-то моветоном было указывать на паскудную человеческую природу, когда ближнему своему готовы нагадить даже при угрозе смерти. Нет, вырезание под корень всей бравой команды, чтоб герой героичнее смотрелся - это пожалуйста, вам тут первый фильм в помощь. И вот, Рипли занесло неведомо куда, от спасённой девочки остались рожки да ножки, а инопланетная пакость невозбранно прилетела за своей старой знакомой - и впрямь, скучно по космосу в одиночку мотаться. А тут местные зэки из числа совсем неисправимого говна, за исключением пары человек, и баб они не видели... давно. Крепятся, разве что, духом святым (за что спасибо умному дядьке - а то покромсали б друг друга почём зря). И снова беготня, благо места стало побольше - но в ход всё так же идёт исключительно то, что хорошо мажется и горит. Вообще от финчера странновато видеть такой чистокровный и туповатый боевик, но это мы судим из второго тысячелетия, когда таких вот бро-аннигиляторов по пачке в год выходит. А тогда сии казематные побегушки были в новинку.