(серия интернет комиксов "Вонни"
Десять долбанных лет прошло с выхода второй части Диабло, пятнадцать, соответственно, с первой. И как любая игра Близзардов, эта серия на постсоветском пространстве стала чем-то большим, нежели просто качественный продукт. Может быть в виду общедоступности игры (ну она чуть ли не на калькуляторах запускалась - меньше требования только у Марио), то ли в незамысловатости геймплея (закликивание насмерть, да и "ещё часик" тянувшийся иногда до утра). Всё это мы отлично помним. А ещё первую часть издавали на консолях, вторую тоже, но уже менее широко. Всё же hack'n'slash полностью компьютерный жанр, джойстик тут ни к чему.
И вот наконец вышла третья часть. Нет, конечно вышла она уже почти месяц как, но у нас не торопились, и с чувством, с толком, с расстановкой пилили русские сервера. Не зря, в общем-то, задержались. На время релиза не наблюдалось ни очередей, ни падений серверов - всё работало как часы. Да-да, наверное бочку мёда ожидания изрядно подпортила одна столовая ложка дёгтя. Игра требует постоянного подключения к интернету. Хотя, в принципе, неплохо работает со средним таким модемом, не ругается и не виснет. Ну и для нашего школия печальный факт - скопипиздить архитектуру серверов нереально - это вам не распиздяи-французы из Ubisoft. А цена на игру немного кусается - практически тысяча деревянных за джевел, пусть и с буклетиком, пусть и игра полностью на русском - непривычно дорого. Но, как известно, Близзы не зря берут деньги (к тому же европейский релиз стоил ажно на полторы тысячи рублей дороже).
Теперь о самой игре. Со времени событий Lord of Destruction прошло двадцать лет (чуть-чуть больше чем в реальности после выпуска игры =). Старичок Декард Каин сидит за манускриптами, в то время как его племянница бессовестно дрыхнет на лавке и смотрит сложносочиненные сны. По всем законам жанра пасторальная картина должна разрушиться в одну секунду - так и происходит. С неба падает некая комета-звезда-хуй-её-знает-чё-это-такое, и непременно врезается в собор Тристрама, где и сидят вышеозначенные герои. Результат плачевный - дедуля Каин проваливается куда-то в глубины монастыря, а девушке приходится бежать, пока не придавило. Собственно отсюда и начинаем плясать уже мы в роли обязательного спасителя мира. На выбор нам дают ажно пять персонажей - варвар, монах, шаман (наши его обозвали колдуном), охотник на демонов и волшебник. Причём здесь нам даётся возможность выбрать пол для каждого класса - ни на что оно толком не влияет, разве что варвар-мужик, это тот самый, из второй части, но уже бородатый и седой (вроде ж не так много времени прошло, когда успел поседеть?). Всё остальное - чисто ради эстетических предпочтений каждого отдельного игрока. Впрочем и здесь никакой кастомизации - да и нафиг она не сдалась - при таком движке все настройки морды лица пойдут прахом - ничего не разглядишь, как ни старайся. Помимо варвара с танковой направленностью поведения, нам даётся монах - эдакая помесь паладина и опять же варвара - то есть мантры (ауры), возможность лечить, и всё это смешано с бешеной скоростью атаки - для новичков желателен именно этот класс, особых напрягов при игре за него не будет аж до третьго акта. Третьим идёт охотник на демонов - практически полный копипаст с ассассина из дополнения ко второй Диабле. Сразу же есть совет - брать двуручный арбалет в руки, потому что поначалу персонаж крайне хилый и нежизнеспособный, а мелким самострелом колупать в течении минут десяти можно даже не самого сильного моба. Больно уж неудобно тут сделана стрельба - противники бегают очень резво и кусаются больно. Перекос в сторону стрелковых классов сложно понять, так как для их раскачки требуется немало нервных клеток, и лучше бы вам сначала поднять танкующего персонажа - рюкзак то общий, и складируемый шмот может без проблем применяться другими персонажами вашего аккаунта. Последние два класса - чародей и колдун (шаман, по сути) - возвращение к чародейке и некроманту, соответственно, из второй части. Ничего особенно нового в геймплее за них не добавили, так что расписывать здесь тоже нечего. В целом же между классами виден серьезный дисбаланс - варвар уже ко второму акту упирается в потолок своих навыков на соответствующий уровень, и серьезно сдаёт даже при очень неплохой экипировке. Монах держится получше и начинает испытывать проблемы в третьем акте. Охотник и Чародей быстро прокачиваются, но на их силу это мало влияет, а вот Колдун весьма силён и быстр с самого начала, но поднимать его уровнеь очень тяжело и муторно. Тем более возникает дисбаланс между актами - первый и второй в принципе не сильно различаются, разве что второй динамичнее и заставляет побегать. А вот третий - на вас вываливают просто орды мобов, половина из которых обладает чудовищным уроном и труднодостигаемы в толпе. В некоторых случаях спасает только повторный забег по пройденным локациям - потому что если вы пробегаете их слишком быстро, то уровень ваш крайне низок и практически гарантирует смерть. И уж тем более вы не вытянете мало-мальский бой без хорошего шмота, который падает далеко не всегда, а брать его в магазинах нет смысла - по старой традиции, даже на втором акте вам предлагают совершенно бесполезные низкуровневые вещи за баснословные цены. Есть конечно аукцион - но брать оттуда что-то на нормальном уровне сложности - расточительство.
В целом, третья часть Диаблы представляет собой нечто среднее между WoW (абилки, достижения, игра по сети) и чем-то настолько дремучим, что даже сказать сложно, потому что кроме гринда в игре нет ничего. Сюжет? Увольте, он тут прилеплен как кобыле пятая нога. Стиль и красота? Убогое приближение, фиксированная намертво камера, угловатые модельки да полтора задника - вот и всё оформление. Свежесть идеи? Да ну вас - игра не то что не "выросла" за прошедшие годы разработки - не использованы даже имеющиейся лет пять наработки для этого жанра. Куда там, если даже сюжет повторяется в целом, и локации те же только более новые, как говорится. И мы всё так же рубим и режем, собираем шмот, убиваем Мясника и Короля Скелетов, даже тайное убежище мага-отступника есть... "ну ещё чааасик", да, единственный крючок Диаблы остался неизменным за все эти годы. Чего не было ни в безразмерном Sacred, ни в нарисованном под копирку Loki, ни в сложносочинённом Titan Quest...
Почти за год выпуска обновлений, игру чуток улучшили. Немного откатили сложность - сразу же после того, как первые несколько человек прошли её на сложности "пекло". Однако, по большей части, улучшения касались интерфейса и мелких деталей баланса. Только к последним патчам прикрутили оригинальный контент - настройку сложности (то, что и так было во второй части, но вводилось через консоль), и особые локации со сверх-сложными мобами. Всё ради шмота, чего уж там. Ну и уровни "совершенствования" - ибо 60 левелов для такой игры маловато, а катиться в сторону Sacred с их 250-ю уровнями - это уж как-то чересчур. А к грядущему обновлению и вовсе собираются прикручивать систему дуэлей (до полноценного PvP пока дело не дошло), ну и очередные мелкие доработки того, что сами же и закосячили. Судя по нумерации, полноценное дополнение ждёт нас эдак к середине года. Вот только вопрос - чего туда ещё добавлять?