Да, Еретик опять с критикой, куда деваться. Знаете, двойственное такое состояние - вроде бы ругать свою страну, это моветон и не патриотично ни разу, но! (но-но-но!) Есть такая печальная мысль - за последние двадцать лет наши эти культурные рподукты и впрямь ничего, кроме рвоты и нервного смеха под сигаретку, не вызывают. Пройдемся таки по основным разделам наших скорбных дел.
1. Кино: нет, я понимаю что у нас для подумать, опразмышлять, основная идея. То есть в идеале, да. Однако же 90-ые отметились буйным цветом бессмысленного и беспощадного трэша. "Ширли-мырли", "Игла", "Асса", "Интердевочка" - культовые, в чём-то, фильмы, но простите, голимый бред. Однако здесь мы хоть какие-то проблески авторского смысла видим. Ну еще пожалуй крайне унылая экранизация "Мастера и Маргариты", улетевшая аж в 10-ые своим релизом, хотя сваляли её еще в 94-м, когда ваш покорный слуга разве что буквы различать научился. Нет, этот вариант "МиМ" всё же лучше картонной отсебятины Бортко... но кому оно сейчас сдалось? Зато тогда же Михалков выпускает первых "Утомленных солнцем", которые можно и НУЖНО посмотреть. А затем на несколько лет наше родное кино уползает в бесконечные сериалы про ментов (они и щас идут, но хотя бы не только они). К нулевым поближе выходит "Брат" - пока еще довольно угрюмый фильмец, вроде тоже про бандитов-ментов, но со стержнем и крайне харизматичной подачей. Не сильно позже выкатили и вторую часть, уже с лулзами, но всё так же цепляющую за душу, помимо прямоты подачи, ещё и удачнейшим саундтреком. Увы, на этом "роман" мейнстримовой культуры с рок-сценой окончился навсегда. То что нас ждало в нулевых, назвать иначе как "лютый пиздец" и не получится. "Турецкий гамбит", "Сибирский цирюльник", "Ночной дозор" - это пока машинка имени Бекмамбетова-Бондарчука набирала обороты, а слоу-мо да прочие свистелки с перделками пихали куда ни попадя (в принципе тут болезнь всего кинематографа в целом). С середины нулевых в ход пошла тяжёлая артиллерия, под весом которой затрещали мозги несчастных кинозрителей. А, да, чуть не забыл, повальное возвращение в кино у нас пришлось где-то на сам миллениум - правда, увы, на тот момент еще в полуразвалившиеся совковые ДК и кинозалы. Где-то хватало простой приборки, где-то замены полотна для экрана, а где-то приходилось выселять особо наглых арендующих с их бизнесом разной степени легальности. Так вот - к середине нулевых автомат по производству говна стабильно заработал - редкие работы Балабанова, Учителя и еще пары-тройки адекватных режиссеров, потонули в "Дозорах", "Волкодавах" и "Девятых ротах" - в целом ничего плохого нет в этих фильмах, за исключением черезжопной режиссуры и такой же игры бОльшей части актёров. К концу десятилетия снова вспомнили конечно о том, чт ов кино должен быть патриотизм - запилив "Тараса Бульбу" (постновато, но терпимо) и "Мы из будущего" (вторая часть удачней первой, в целом же дюже наивно). Не совсем понятно, конечно, на чьи вечнозелёные снимается большинство хвалёных блокбастеров - "Чёрная молния", "Обитаемый остров" и ещё немало невероятно абсурдных вещей. Но, пожалуй, отличился фильм "Параграф 78" о двух частях. Что хотели сказать создатели и что курили сценаристы - науке это неизвестно. Про попытки снять комедию, я молчу - дальше уровня "Самого лучшего фильма" продвинуться не вышло. Из недавних же эпик фэйлов можно выделить того самого Михалкова с его неуместными продолжениями, прошлогодние гонки на паровозах, ну и так, по мелочи всякое. Из винов - несомненно "Поколение П".
2. Мультипликация: здесь особо и говорить то нечего - отрасль дюже затратная и нерентабельная, по нынешним меркам. За двадцать лет полумёртвого состояния индустрии можно отметить разве что "Следствие ведут колобки" (единственный адекватный случай примитивизации картинки, для создания атмосферы). Серьезный запил про "Незнайку на луне" - хотя и с долей отсебятины, но высё же вызывает уважение проделанной работой, мультфильм, хоть и попиленный на мини-серии, смотрится эпично, и по анимации серьезно конкурирует с западом. Следующим почти-что вином были "Приключения в Изумрудном Городе" - не самая удачная рисовка, и продолжение, потянувшееся за каким-то хреном в сторону сказок Баума а не серии, написанной Волковым. Хотя можно предположить что деньги были то ли любовно пропиты, то ли просто перестали маячить дальнейшие поступления, потому что продолжение было сделано, мягко говоря, на отъебись. Высер про богатырей аж в четырех кусках ничем кроме тупого и неудачного копипиздинга со Шрека и прочих образчиков западной мультипликации последних лет, отличиться не смог. Могла быть надежда на "Первый отряд", который делали вместе с японцами. но что-то не задалось. Мульт вышел неплохим, но очень уж скомканным и обрывочным - пока разберешься, кто на ком стоял, анимэшка уже и кончилась, хотя как сказал один человек "тема зомби-фашистов всегда удачна".
3. Книги: тут, конечно, всё не так прискорбно - благо умельцев писать ручкой по бумаге (пальцами по клавиатуре) у нас всегда дохуя и больше. Нет, конечно без фейлов не обходится никогда - та же Донцова, еще пара-тройка блевото-райтеров. Хотя и среди них порой попадаются адекватные экземпляры, тот же Олег Рой (советую глянуть его "Сценарий собственных ошибок". Конечно же 90-ые отметились запоздавшим приходом пост-модернизма со всеми вытекающими. Чернуха, порнуха, всё то что любит нынешнее поколение читать у пиндосского писателя руками - Чака ПаланЮка (да, он расовый хохол, если что). Только, конечно же, наши всё это возвлеи в такую-то степень, так что читать даже Сорокина, и то мерзко. Зато у нас есть Пелевин с его достаточно тяжеловесной иронией по поводу и без. Ну и буйным цветом зацвело фэнтези - кинулись было издавать западных авторов, а потом обнаружили что и наши ничего так пишут. Перумов с его Злом С Большой Буквы В Каждой Сраной Деревушке, Семёнова, с её изысканиями в псевдославянском ключе - интересно, но очень уж муторно. Лукьяненко и все его писаные под копирку с самого себя романы. Пехов, взявшийся сначала за новеллизацию забугорных компьютерных игрушек (что сам он люто отрицает, но мы то с вами знаем), и закончивший какими-то сугубо своими штуковинами. Ну и целая куча любителей "попаданчества" разной степени ебанутости сюжета - любят у нас переписывать историю, чего уж. Кстати пару слов и переводах - они редко получаются удачными. Разве что Пратчетта умудрились хорошо перевести, ну и Сапковского тоже. А всё остальное - дикая отсебятина и полный винегрет, начиная от ВК, над которым издеваются кто во что горазд, и заканчивая ГП, с переводом без какого либо стиля вообще.
4. Компьютерные игры: еще одна больная мозоль нашей культуры последнего времени. Увы, но вся гениальность рашенских программеров, о которой орали чуть ли не на каждом углу, ушла то ли в хакерское мастерство, то ли ещё куда. Достойных игр у нас практически нет - есть неплохие, есть странные но красивые ("Тургор", стоит кстати отделить наш игропром от ураинского. Потому что, хоть хозлы и делают хорошие вещи, но это не наше изначально. В 90-ые у нас вообще толком ничего не производилось - ну "Златогорье" забагованное насмерть, ну ещё пара-тройка никому неизвестных высеров. В основном же занимались подпольной локализацией - Триада, Фаргус, Седьмой волк - впрчоем щколоте не понять, они уже воспитаны на 1с-локализациях. В нулевых дело сдвинулось с мёртвой точки и наши, хоть и подражая западу, выкатили несколько терпимых игр - "Metalheart", "Казаки", "Вивисектор", "Xenus: Точка кипения". Пятые Герои тоже "наших рук дело", хотя допиливали их три года. Самое интересное, что сейчас играбельные вещи делает только студия Дмитрия Пучкова (Гоблин который). Всё остальное, либо жуткое задротство (вроде Блицкрига), либо вообще не пойми что, какая-нибудь "Месть боксёра". Ну, конечно были "Космические рейнджеры" в двух частях, но это уж очень специфический продукт. Про хуёвые онлайновки я молчу - они мало того что нагло спизжены (этим и китайцы балуются), так ещё и сделаны через жопу. К тому же, почти до конца нулевых высеры отечественных игроделов беззастенчиво пиарились на страницах игровой журналистики (особенно этим страдал журнал PC-игры). Сейчас же доля влияния глянцевых деньгвыдирателей читать дальше подсократилась, и вряд ли кто уже будет покупать очередной "Ночной дозор" с криво слепленным геймплеем и накуренным сюжетом.